Проект «Улицы родного города»
Вид проекта: долгосрочный (12 месяцев)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста , воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность проекта
В современных условиях одним из главных социальных и государственных приоритетов становится воспитание человека – гражданина. В Федеральном Законе РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ» (глава 1, ст.3) утверждены принципы государственной политики в области образования, которые провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности. Один из основных принципов проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Патриотическое воспитание - это целостный педагогический процесс, результатом которого является определённый уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов, целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм, интернационализм и т.д.
Поэтому одним из приоритетных направлений работы в нашей группе стало знакомство с нашим городом, в частности творческий проект «Путешествие по улицам нашего города».
Цель проекта:
Приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения на основе познавательно-исследовательской деятельности.
Работая над проектом, выполняются следующие поставленные задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к родному городу.
2. Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь.
3.Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
4. Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.
7. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
8. Научить применять полученные знания в практической деятельности.
Каждый проект предполагает этапы:
I этап – подготовительный.
Мероприятия:
1. Диагностирование детей по теме : «Улицы родного города». Цель: определить объем и уровень знаний детей об улицах родного города.
2.Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.
3.Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
4.Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.
5.Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.
На втором основном этапе проекта разработан план и его практическая часть.
II этап – основной
Сентябрь |
1. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.
2. Знакомство с историей родного города
3. Оформление альбома «Мой родной город»
4. Экскурсия на улицу «Есенина»
|
Вызвать интерес детей к проекту «Улицы нашего города»
Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города.
Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов.
Поддержание интереса к проекту.
Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь.
|
Октябрь |
1. НОД Познание «Имена наших улиц»
2.Дидактическая игра «Экскурсия по городу»
3. Вечер стихотворений сахалинских писателей.
4. Целевая прогулка по улице Пушкина «Аллея Пушкина» |
Познакомить детей с историей улиц; прививать любовь к своему городу, чувство гордости.
Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.
Воспитывать интерес к литературе; закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи.
Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов,вызвать интерес у детей путешествовать по карте.
|
Ноябрь |
1. Беседа «По улицам нашего города».
2. НОД Познавательно-исследовательская деятельность «Что было раньше, что сейчас»
3 Клуб знатоков «Знаешь ли ты свой город?»
4. Экскурсия на улицу «Горького»
|
Познакомить детей с историей наших улиц, прививать любовь к своему городу.
Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас; привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.
Выявить знания и представления детей о названиях улиц нашего города.
Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы. |
Декабрь |
1. Составление рассказов «Улица на которой я живу»
2. Разучиваниестихотворений о городе.
3. Настольно-печатная игра «Расскажи про свой город».
4.Экскурсия наулицу «Ленина» |
Формировать умение составлять рассказ, умение слушать.
Закрепить знания детей о родном городе.
Обогащение знаний об объектах социальной и культурной сферы, находящихся в городе
Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.
|
Январь |
1. Чтение рассказов о городе и улицах.
2. Игра «Путешествие по городу».
3. Аппликация «Улицы нашего города».
4. Целевая прогулка на улицу «Детская» и к Парку культуры и отдыха им. Ю.Гагарина
|
Развивать интерес к родному городу и его достопримечательностях.
Закрепить знания детей по теме «Улицы города»; вызвать интерес у детей путешествовать по карте.
Закрепить навыки композиционного построения рисунка.
Познакомить детей с историей улицы; рассказать детям почему парк им. Ю.Гагарина
|
Февраль |
1. Презентация «Улицынашего города»
2. Речевая игра «Кто больше назовёт улиц»
3 Викторина «Наш город».
4. Целевая прогулка на улицу «пр. Победы»
|
Прививать любовь к своему городу, закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения.
Вовлечение детей в активную познавательную деятельность, активизировать речь детей.
Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах.
Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания), о местоположении улицы, ее названии. |
Март |
1. Дидактические игры «Путешествие по улицам нашего города»
2. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»
3. НОД Познание «Улица на которой я живу».
4. Экскурсия на улицу «Амурская» сквер Асахикава.
|
Закрепить знания детей по теме «Улицы нашего города»
Вызвать интерес у детей путешествовать по карте.
Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах.Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города.
Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы, о ее названии.Рассказать об истории сквера. |
Апрель |
1.Чтение художественной литературы С. Михалков "Моя улица", "Мой город"
2 .Просмотр видеофильмов, фотографий о городе.
3 Дидактические игры «Вот моя улица, вот мой дом».
4 Экскурсия на улицу «Курильская» Чехов -центр
|
Развитие умения слушать и запоминать информацию.
Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.
Закрепить знания детьми улиц на которых они проживают.
Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города. |
Май |
1.Дидактическая игра «Узнай здание по описанию».
2. Целевые прогулки к местам Боевой славы.
Поход к площади Славы;
Просмотр памятников погибших героев в Великой Отечественной Войне.
Возложение цветов к вечному огню.
3.Речевая игра «Кто больше назовет улиц»
4 .Праздничное шествие посвященное ко дню победы 9 мая.
|
Закрепит знание детей об административных, культурных, жилых зданиях.
Формировать патриотическое сознание. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
Вовлечение детей в активную познавательную деятельность.
Прививать любовь к своему городу. Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной деятельности. |
III этап – итоговый
Повторная диагностика;
Выставка рисунков «Улица, на которой я живу» (совместная работа детей и родителей);
Презентация"Наше путешествие по городу" ;
Итоговое мероприятие (викторина) для детей и родителей с демонстрацией презентации продуктов проекта.
Цель: Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей как граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили интересные работы по теме проекта и дети самостоятельно вели рассказ сопровождая показом своих рисунков и фотографий . Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города и познакомиться с административно- культурной частью города.